С 20 июня по 10 июля 2022 года в городе Верхоянске прошла II Летняя научная школа «Юные исследователи Верхоянья» для учащихся Верхоянского района, посвященная 150-летию Верхоянской СОШ имени М.Л. Новгородова.

В рамках школы прошли тематические лекции, проектный интенсив, экспедиции по сбору полевых материалов, практические занятия, научные мероприятия. В работе Летней научной школы принимали участие старший научный сотрудник Международной научно-исследовательской лаборатории «Лингвистическая экология Арктики» Александр ГРИГОРЬЕВ (руководитель направления «Современная математика и искусственный интеллект»), младший научный сотрудник Святослав ФЕДОРОВ (руководитель направления «Этнография, этнология и антропология») и младший научный сотрудник Роза ДАНИЛОВА (руководитель направления «Филология и социолингвистика»). По направлению «Современная математика и искусственный интеллект», ученики были разделены на команды и выполняли проекты в командах по 4-6 человек. Это обусловлено тем, что проекты в области IT обычно традиционно выполняются посредством взаимодействия большого количества людей. Также проекты были выбраны таким образом, чтобы в последствии каждый участник мог на их базе построить свой собственный проект. «Для глубокого понимания предмета создание простой нейронной сети для прогноза чисел является достаточно подходящим. Таким образом, дети изучили понятие математической модели одиночного нейрона (персептрона), усвоили различные виды функций активации и их производных, научились объединять нейроны в такие структуры как нейронные сети», – рассказал доцент-исследователь Института математики и информатики СВФУ, старший научный сотрудник Международной научно-исследовательской лаборатории «Лингвистическая экология Арктики» Александр Григорьев. По направлению «Этнография, этнология и антропология», участниками был пройден теоретический курс «Полевые работы в исторических исследованиях», где школьники овладели техниками составления опросника, проведения интервьюирования и дальнейшего стенографирования собранного материала. У каждого школьника был свой информант, с которым он работал по своему опроснику. Далее после сбора информации было проведено стенографирование и краткий анализ собранных данных. «Кроме работы в музее была проведена работа в библиотеке Верхоянской СОШ, где была проведена также практическая работа по работе с библиографическими источниками и оформлению списка литературы и источников в проводимых исследовательских работах», – поделился начальник отдела развития молодежной науки Департамента науки и инноваций, младший научный сотрудник Международной научно-исследовательской лаборатории «Лингвистическая экология Арктики» Святослав Федоров. По направлению «Филология и социолингвистика» участниками были разработаны темы по лингвистическому ландшафту, языковой ситуации Верхоянья. Школьники научились азам составления плана-проспекта научного исследования, правильной постановки цели и задач, поиска теоретической литературы, анализа практического материала. Работа велась в школьной и городской библиотеках, самом Верхоянске и селе Столбы, ребята увлеченно и самостоятельно разрабатывали темы, проводили социолингвистический опрос населения г. Верхоянска и п. Столбы, искали интересные и новые факты. «У нас было 8 учащихся, которые индивидуально и по группам разработали в общей сложности 11 проектов. Исследования касаются тем лингвистического ландшафта Верхоянска и Якутска, языковой ситуации Верхоянска и п. Столбы, преданий, легенд и сказок п. Столбы, архаизмов и диалектизмов в олонхо Дарьи Чайки «Эрбэҕэр эрчимнээх Элитэр Бэргэн». На отчетной научно-практической конференции школьники представили свои темы экспертам, обсудили дальнейшее их развитие», – заключила младший научный сотрудник Международной научно-исследовательской лаборатории «Лингвистическая экология Арктики» Роза Данилова.