Первый лектор Летней научной школы «Методология социолингвистических исследований» – профессор университета Чикаго, руководитель Международной научно-исследовательской лаборатории «Лингвистическая экология Арктики» Ленора Гренобль рассказала о работе лаборатории и проблемах языковой экологии. Школа проходит в Северо-Восточном федеральном университете.
Лаборатория создана с конкретными целями, отметила профессор: «Во-первых, изучить языковое и культурное многообразие, обменяться опытом и разработать методологии и методики изучения. Во-вторых, изучить лингвистическую экологию, социокультурный ландшафт Арктики и Субарктики России. В-третьих, заложить основы научной школы лингвистической экологии – комплексного изучения языков, культур и социальной среды». Ленора Гренобль объяснила, что исследователи оценивают состояние языка по-разному. По ее словам, по данным 2009 года ЮНЕСКО признает исчезающими 2,5 тысячи языков из 6 тысяч существующих в мире. «Также ЮНЕСКО отмечает, что в России 136 языков находятся в опасности, 20 из них уже признаны мертвыми. Вместе с тем специалисты портала Endangered Languages Project выделяют 7 тысяч языков, из которых около половины находятся под угрозой исчезновения», – поделилась ученый. Вопрос изучения многоязычия также является спорным и сложным, считает руководитель лаборатории. Она отметила, лингвисты условно разделяются на два лагеря – на тех, кто считает, что человек двуязычный, если владеет одинаково в совершенстве двумя языками, и на тех, кто считает, достаточно владеть двумя языками и уметь общаться на них. Профессор добавила: «Сегодня ситуация многоязычия в Якутии сложная – русский царствует везде как государственный язык, это всегда надо иметь в виду. Якутский также царствует во многих местах. Есть еще местные коренные языки и языки мигрантов. В прошлый раз, когда я была в Якутске, количество эмигрантов было больше, чем коренных народов, что так же сказывается на лингвистической экологии. Нам предстоит особая задача – изучить ситуацию многоязычия».